Раздел находится в разработке, извините за временные неудобства!

Оперативная психодиагностика личности в ходе психофизиологического исследования с применением полиграфа

22.04.2014

Необходимость быстро ориентироваться в психологических особенностях человека — один из самых сложных аспектов в работе полиграфолога. За короткий промежуток времени ему нужно понять, как взаимодействовать с обследуемым, с тем, чтобы выбрать максимально эффективную стратегию поведения, качественно и результативно решить поставленную задачу. В частности, суметь провести предтестовую беседу так, чтобы расположить к себе обследуемого, замотивировать его на искренность при общении, подстроится под его индивидуальные личностные особенности. Более того, понимание психологической сущности обследуемого могло бы позволить комплексно анализировать его поведение в целом, ну и наконец, бесконфликтно завершить процедуру тестирование, что тоже немаловажно.


Все это требует от полиграфолога специализированных знаний и навыков, которыми, увы, не всегда владеет человек, проводящий специальное психофизиологическое исследование с применением полиграфа. Кроме того, дефицит времени, обычно сопровождающий тестирование, создаёт определенные трудности в оценке личности обследуемого, что не всегда позволяет эффективно использовать даже имеющиеся знания и навыки. Попытка решить эту проблему привела нас к идее создания компьютерной психологической экспресс — диагностики и прогноза поведения типа личности человека, пришедшего на опрос, основная цель которой заключается в том, чтобы поведение испытуемого стало более понятным и, как следствие, предсказуемым для специалиста. С этой целью разработан специализированный программный модуль оперативной психодиагностики, который в настоящее время встроен в компьютерный полиграф «Диана». Данный модуль - это некий виртуальный партнер, призванный с одной стороны, облегчить работу полиграфолога, с другой сделать ее более точной и эффективной.


История человечества и науки знает немало попыток спрогнозировать поведение человека, основываясь на неких внешних, или иных признаках. Здесь и разделение людей на флегматиков, холериков, сангвиников, и меланхоликов, идея которого принадлежит еще Гиппократу, и Ч. Ломброзо со своей теорией физиогномических признаков потенциальных преступников, и Э. Кречмер, изучавший связь между строением тела и характером, и много — много других. Несмотря на противоречивое отношение к попыткам каким бы то ни было образом систематизировать причины всего многообразия и неповторимости человеческого поведения, мысль о том, что эти различия существуют, и их можно классифицировать не оставляют специалистов, изучающих так называемый «человеческий фактор».


Впервые, о наличии структуры в психике заговорил З. Фрейд. Именно он впервые ввел понятия сознание (ego), предсознание (super – ego) и подсознание (id). Эту идею смог развить и усовершенствовать его ученик К. Юнг, который, в свою очередь, заметил, что структура психики по - разному проявляется у разных людей. Это и легло в основу созданной им классификации психологических типов. Он обнаружил, что люди различаются между собой способом осознания мира, себя, и связи с этим миром, то есть, как определил К. Юнг, «установками психики», и обозначил их как интроверсию и экстраверсию. Цитируя классика, напомним, что «Экстраверсия, есть, до известной степени, переложение интереса вовне, от субъекта к объекту,…. Интроверсия, в свою очередь, характеризуется тем, что «мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, субъекту, тогда как объекту принадлежит самое большое вторичное значение». (К. Юнг). При этом он отмечал, что «каждый человек обладает общими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес одного или другого определяет тип». Иными словами, в природе нет абсолютно чистых интровертов и экстравертов. Тем не менее, всегда имеет место «перевес» в ту или иную сторону, что и позволяет в конечном итоге квалифицировать нас как экстравертов или интровертов. Работая с пациентами, К. Юнг заметил, что есть некоторые закономерности в том, какой информацией они чаще всего оперируют. Кто-то легче работает с доказательствами и умозаключениями (логика), кто-то с чувствами людей (эмоции), некоторым привычнее опираться на свои предчувствия (интуиция), а кому-то ближе восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей (ощущения). Это наблюдение позволило ему выделить в структуре психики четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию и ощущения, и разделить их на классы:


  • рациональные: чувство (хорошо - плохо, красиво - некрасиво) и мышление (правильно - неправильно)
  • иррациональные: ощущение (здесь и сейчас) интуиция (поживем – увидим).

Идеи К. Юнга нашли своих последователей, и, соединив воедино его типологию и информатику, Аушра Аугустинавичюте, литовский ученый, создала новое научное направление, которое назвала соционикой, или, в концепции Р. К. Седых, информационный психоанализ. Предложенная система позволила разделить людей на 16 типов по четырем парам признаков, определяя тем самым ведущие способы энергоинформационного обмена. Заметим, что в рамках одного типа возможно разнообразие характерологических особенностей, но способы информационного обмена будут оставаться в, известной степени, константным квалифицирующим признаком. То есть, представители одного типа могут быть по разному воспитаны, иметь различную структуру потребностей и способы их удовлетворения, что иногда может создавать иллюзию того, что это совершенно разные люди. При этом они будут оставаться обладателями идентичной информационной матрицы, знание о которой однозначно позволит анализировать и прогнозировать их поведение. Иначе говоря, данная типология не анализирует и не описывает конкретную личность. Она описывает интеллектуальные способности и потенциал человека, но это, ни в коем случае не количественное измерение интеллекта. Так называемый «информационный метаболизм», то есть способ усвоения, обработки и передачи информации психикой, это отражение именно структурных различий особенностей восприятия и мышления людей, а также анализ того, каким образом проявляются эти структуры в склонностях, способностях, и в целом в поведенческих реакциях. Все это не значит, что представители одного типа будут похожи друг на друга как близнецы. Могут не совпадать их характеры, возраст или образование, но в аналогичных, например стрессовых ситуациях, они будут действовать похожим образом, опираясь на свои ведущие, хорошо развитые психические функции.


Таким образом, выбранная нами типология базируется на четырех дихотомических признаках:


  • Экстраверсия – интроверсия;
  • Логика – этика ( чувства);
  • Интуиция – сенсорика ( ощущения);
  • Рациональность – иррациональность.

Перечисленные пары не зависят друг от друга, вследствие чего и возможно 16 вариантов их сочетания.


В данный момент существует много подходов в изучении и практическом применении этой типологии. На сегодняшний день создано большое количество различных описаний представителей соционических типов. Отечественные и зарубежные ученые хорошо изучили возможные варианты взаимодействия между ними. В нашу задачу не входит знакомство читателей со всем разнообразием типологических характеристик, и терминов, используемых для обозначения названий типов. Скажем только, что наибольшее распространение получили научные названия, которые отражают все четыре доминирующих признака. Опираясь на правило А. Аугустинавичюте начинать обозначение типа в случае его рациональности с рационального признака — логики или этики, а в случае иррациональности типа с иррациональной функции — интуиции или сенсорики, получаем, например, наименование «логико — сенсорный интроверт», или «интуитвно-этический экстраверт», и избавляемся от необходимости дополнительно обозначать функцию рациональности — иррациональности. Здесь следует заметить, что называя человека «логиком», мы не отказываем ему в «этике», то есть, в эмоциональной составляющей. Мы только констатируем тот факт, что у него лучше развита способность логического анализа ситуации, чем эмоционального реагирования на нее, а это значит, что взаимодействуя с окружающим информационным пространством, он будет принимать решения, опираясь на свою наиболее хорошо развитую функцию — то есть, логику.


Таким образом, мы определили, путем сочетания каких базовых способов работы с информацией формируется тот или иной тип. Зная особенности реагирования и взаимодействия с окружающей средой каждого из них, мы получаем возможность, во-первых, определять сильные и слабые стороны представителей разных типов, а во-вторых, прогнозировать их поведение в различных ситуациях, в том числе и в случае прохождения проверки с использованием полиграфа.


В ходе разработки модуля оперативной психодиагностики, мы исходили из того, что именно эта информация о человеке, сидящем перед полиграфологом, ему необходима. Знание сильных сторон испытуемого могут помочь избежать ошибки «пропуска цели», так как именно используя наиболее развитые свои качества, он будет пытаться манипулировать полиграфологом, и, тем самым, противодействовать проверке. Знания слабых сторон, в свою очередь, нужны для того, чтобы свести к минимуму вероятность ошибки «ложной тревоги», так как информированность специалиста об уязвимых местах в структуре психики испытуемого позволят ему более тонко дифференцировать его поведенческие реакции. В том числе, в случае необходимости, убедить дать признательные показания (именно убедить, а не принудить!).


В процессе работы с модулем сначала определяется тип испытуемого. Для этой цели в модуль «Психодиагностика» введена, выбранная нами в ходе многочисленных исследований, модификация теста, которая позволяет быстро определить психологический тип респондента. Для этого полиграфологу рекомендуется в ходе предтестовой беседы предложить испытуемому сделать выбор между противоположными по смыслу утверждениями, цель которых состоит в выявлении его ведущих психических функций. Данные утверждения поочередно отображаются на экране монитора. После осуществления ряда таких выборов, тест завершается и далее, при необходимости, специалист может получить информацию о представителе данного типа и рекомендации по работе с ним на любом этапе тестирования.


Заметим, что, хотя на этапе диагностики и существует вероятность получения от испытуемого неверного выбора, такая вероятность на самом деле очень мала. Это объясняется тем, что в условиях проверки испытуемый, не ощущая никакой опасности в предлагаемых вопросах, очевидно будет отвечать правдиво, чтобы хотя бы здесь показаться абсолютно искренним.


Тем не менее, для максимально точной диагностики типа личности, необходимо четко давать инструкцию испытуемому, чтобы он однозначно понимал, каким образом ему следует выбирать то или иное утверждение. От того, насколько правильно полиграфолог проведет этот начальный этап, будет зависеть эффективность использования им полученных рекомендаций, а они, в свою очередь, содержат информацию о том, каким образом следует общаться с представителем данного типа в ходе предтестовой беседы в случае скрининга или расследования. Каковы нюансы общения с испытуемым в процессе предъявления тестов. Возможно ли получить от испытуемого признательные показания, как добиться у него состояния потери контроля над эмоциями, а затем вновь его вернуть к равновесию.


Данная программа уже прошла испытания не только на базе «Центра прикладной психофизиологии», но и среди других специалистов, работающих в сфере детекции лжи. Для наглядности, приведем типовой случай применения данного подхода из практики.


В компанию поступил запрос о проведении проверки с использованием полиграфа с целью выявления источника утечки информации в одной из крупных коммерческих компаний города Москвы. В круг подозреваемых вошли лица, имеющие доступ к закрытой информации. В ходе тестирования специалист использовал возможности нового модуля «Психодиагностика». Задавая в ходе предтестовой беседы вопросы диагностического теста, он получил информацию о психологических особенностях каждого из испытуемых. Предлагаем вашему вниманию психологический портрет, человека, оказавшегося причастным к утечке информации:



Сильные стороны:

Оптимист. Высокая скорость нервных процессов, поэтому быстро реагирует на любые изменения. Проницателен. Умеет жестко отстаивать свои интересы. Развита абстрактная логика. Способен на риск, ориентируясь при этом на свою интуицию. Максимально проявляет свои качества в экстремальных ситуациях. Способен мобилизоваться для того чтобы преодолеть трудности.



Слабые стороны:

Боится быть смешным. Не придает значения деталям (детальный анализ - слабое место). Не усидчив. Не постоянен. Плохо чувствует отношение к себе окружающих, зависим от их мнения о себе. Азартен.



Источники стресса:

Ситуация ожидания. Необходимость менять свои планы в связи с непредвиденными обстоятельствами. Негативные и неопределенные эмоции в его адрес. Не любит когда его пристально рассматривают. Не переносит, когда его обманывают.



0. 1. Предтестовая беседа:


Биография:

Подробно объясните ему все, что будет происходить в ходе обследования. Мотивируйте его на откровенность тем, что это нужно для того, чтобы задаваемые вопросы были максимально понятны и комфортны лично для него.



Скрининг:

Создайте у него ощущение неформальной обстановки. Вы должны быть для него «своим парнем», которому не опасаясь можно рассказать про себя все.



Расследование:

Он плохо запоминает детали, поэтому может в них путаться. Периодически переспрашивайте его о том, что он вам ранее уже рассказал.

Следуя рекомендациям, специалисту удалось еще на этапе предтестового собеседования заметить нестыковки в рассказе испытуемого.



0. 2. Внутритестовая беседа:


0. Может испытывать трудности в связи с необходимостью долго сидеть без движения (обладатель легко возбудимой нервной системы). Обязательно используйте датчики тремора.



0. 3. Посттестовая беседа:


Рекомендации по получению признательных показаний:

Эмоционально враждебно, но без прямого обвинения (используя намеки), пытайтесь убедить его дать признательные показания. Подчеркните, что в данной ситуации это наиболее целесообразно. Не выносит длительного пристального взгляда – используйте это в качестве психологического давления.



Рекомендации по формированию состояния потери контроля:

Не давайте ему возможности сориентироваться в том, как вы на самом деле к нему относитесь. Будьте одновременно «добрым» и «злым» следователем. Намекните, что люди, интересы которых он сейчас защищает, на самом деле обманывают его. Если есть такая возможность, подтвердите это фактами (даже если это блеф). Следите за тем, чтобы ваша «легенда» выглядела логичной.



Способ вернуть эмоциональное равновесие:

Отметьте, что он хорошо выглядит. Скажите ему, что с первого взгляда вы поняли, что перед вами порядочный человек.



Использование рекомендаций по формированию состояния потери контроля над собой и получению признательных показаний помогло полиграфологу спровоцировать испытуемого на «явку с повинной». В результате источник утечки информации был обнаружен, а задача, поставленная перед специалистом успешно выполнена.



Таким образом, представленная выше ситуация, наглядно демонстрирует возможности модуля оперативной психодиагностики, используемого в полиграфе «Диана» и потенциал его применения для повышения эффективности и качества проведения полиграфных проверок.