Раздел находится в разработке, извините за временные неудобства!

Влияние психологических и психосексуальных факторов на психофизиологическую реактивность

06.11.2019

Купцова Д.М., выпускница факультета юридической психологии,
Московский государственный психолого-педагогический университет (dary.rin@gmail.com).

Каменсков М.Ю., кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник,
Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии (m-kamenskov@yandex.ru).

На современном этапе остается дискуссионным вопрос о влиянии текущего состояния на физиологическую реактивность, что значительно снижает валидность психофизиологического исследования. В представленной работе посредством направленного психолого-сексологического исследования изучались факторы, оказывающие влияние на появление значимых физиологических реакций в ответ на предъявление нормативных и девиантных сексуальных стимулов при тестировании на полиграфе 30 добровольцев. Обнаружено, что для здоровой выборки испытуемых, реагирующих на фотографии с изображением девиантного сексуального объекта, значимо характерны: дисгармоничный личностный профиль, когнитивные искажения, косвенные нарушения половой сферы в виде задержки полового развития и нарушения половой идентичности. Описанные в работе феномены расширяют класс имеющихся исследований о влиянии индивидуальных особенностей испытуемого на его физиологическую реактивность и могут учитываться при интерпретации данных, полученных в ходе психофизиологического исследования в медицинских целях на сексуальных правонарушителях.

Ключевые слова: : психофизилогическое обследование, полиграф, физиологическая реакция.


Введение


Анализ литературы по проблеме психофизиологического исследования показывает, что на сегодняшний день отсутствует четкая теоретическая концепция, объясняющая как природу регистрируемых показателей, так и их соотношение с процессами восприятия предъявляемых стимулов. Процедуры проведения тестирования не стандартизированы в той степени, которая может считаться удовлетворительной в терминах психометрики, а методики шкалирования результатов субъективны.

С учетом широкой распространенности метода в прикладных областях, необходимо изучение возможностей его использования в практике сексологической экспертизы для диагностики сексуальных отклонений. При этом необходимо соблюдать комплексность подхода, которая должна выражаться в мультидисциплинарном изучении проблемы. Именно такой подход позволит объяснить те психологические, психопатологические и биологические механизмы, которые лежат в основе появления реакций на предъявляемые девиантные стимулы у лиц с расстройствами сексуального предпочтения и у здоровых лиц. Так, в научных работах, направленных на объективизацию данных, полученных в ходе сексолого-психиатрической экспертизы, обсуждается феномен возникновения значимых физиологических реакций у сексуальных преступников без признаков расстройств сексуального предпочтения. Их появление связано с влиянием судебно-следственной ситуации (Каменсков М.Ю., 2013). А.Ю. Хавкин (2003) писал, что это может объясняться и с точки зрения теории З.Фрейда о латентных перверсных тенденциях, существующих у каждого индивида. Однако направленных исследований, посвященных разрешению этой проблемы, на сегодняшний момент нет, что и обусловливает ее актуальность.

Таким образом, цель настоящего исследования заключалась в выявлении психологических и психосексуальных факторов, влияющих на физиологическую реактивность у здоровых лиц в ходе предъявления девиантных стимулов.


Материал и методы исследования


Взрослым испытуемым мужского пола, не имеющим клинических признаков расстройств сексуального предпочтения, последовательно демонстрировали ряд визуальных стимулов, регистрируя при этом вегетативную реактивность с помощью полиграфа «Диана-01». По результатам исследования все добровольцы были разделены на 2 группы в зависимости от наличия или отсутствия значимых физиологических реакций на аномальные стимулы.

В первую группу вошли 10 испытуемых, у которых обнаруживались значимые физиологические реакции на проверочные стимулы девиантного сексуального характера. Их средний возраст составил 24,2 года. Вторую группу составили 17 испытуемых, у которых отмечались значимые физиологические реакции на нормативные контрольные стимулы. Средний возраст по группе был 22,3 года.

Психодиагностический метод включал оценку следующих параметров:

  • оценивался уровень переключаемости внимания («Таблицы Горбова-Шульте») и нервно-психического напряжения («Оценка нервно-психического напряжения Т.А. Немчина») для определения особенностей нервных процессов;
  • применялся тест оценки характера ассоциативного мышления (методика «Ответные ассоциации»). Особенности ассоциативной сферы разделялись в соответствии со шкалой А.Г. Иванова-Смоленского по параметрам высших и примитивных словесных реакций: общеконкретных, индивидуально-конкретных, абстрактных и созвучных, экстрасигнальных, персервирующих, эхолалических;
  • для оценки личностных особенностей использовался сокращенный многофакторный опросник личности (СМОЛ), для интерпретации выраженности личностных радикалов в зависимости от количества баллов по каждой шкале.

Сексологический метод. Посредством клинического вопросника нами оценивались генотипический индекс половой конституции, потенциальная и актуальная половая потребность, степень полового напряжения на момент обследования. Для оценки состояния психосексуальной сферы применялся тест смысловых и эмоциональных связей сексуальных образов («Цветовой тест отношений» в модификации И.А.Кудрявцева, Е.Г.Дозорцевой), позволяющий определить четкость половозрастной идентификации, особенности интериоризации полоролевых стереотипов, смысловой аспект психосексуальной сферы, а также специфику эмоционального отношения к себе и объекту сексуального предпочтения.

Психофизиологический метод обследования представлял собой визуальную стимуляцию, в ходе которой предъявлялись эротические стимулы (нормативные - гетеросексуальные, девиантные – гомосексуальные и гетеросексуальные педофильные) и одновременно регистрировались вегетативные реакции. В ходе эротической стимуляции применялся тест, за основу создания которого был взят модифицированный метод «Контрольных вопросов», предложенный группой российских ученых и описанный ими ранее (Каменсков М.Ю., 2008).

Использовались два теста визуальной стимуляции, имеющие одинаковую структуру, тематически схожие, но не идентичные, эротические материалы. Применялись нейтральный стимул (N): изображение природы, контрольные стимулы (C): изображения обнаженных женщин, проверочные стимулы (R): изображения обнаженных детей препубертатного возраста.

Уровень реакций на стимулы оценивался по параметрам кожно-гальванического рефлекса, грудного дыхания, сердечено-сосудистых реакций.

В рамках статистического метода применялись параметрические, непараметрические и корреляционные методы анализа.


Результаты и обсуждение


Анализ результатов производился путем сопоставления данных, полученных в ходе психодиагностического исследования с результатами психофизиологического обследования.

Результаты дискриминантного анализа когнитивной сферы 1-й группы испытуемых позволили предположить, что возрастание количества ошибок в методике, направленной на исследование особенностей внимания, с вероятностью в 69,6% будет определять появление значимых реакций на проверочные стимулы (рис. 1).

Рис.1. Вероятность предсказания значимых физиологических реакций на контрольные и проверочные стимулы, исходя из параметра особенностей внимания.

Кроме того, у данной группы испытуемых наблюдаются не только более значимые нарушения внимания по сравнению с группой лиц, реагирующих только на гетеросексуальный стимул (p=0.06)1, но и нарушения ассоциативной сферы в виде искажения дифференциации значения слов («высокий процент латентных ассоциаций», p=0,003) или образования паралогичной условно-рефлекторной связи («высокий процент экстрасигнальных ответов», p=0,04). Дискриминантный анализ (Лямбда Уилкса = 0,879) также позволил говорить о том, что чем больше процент эхолалических и экстрасигнальных ответов, при низком проценте высших вербальных реакций в ассоциативном эксперименте, тем больше вероятность (87,9%) обнаружения устойчивых значимых реакций только на аномальные стимулы (рис.2, табл. 1, 2).

Рис.2. Вероятность предсказания значимых физиологических реакций на контрольные и проверочные стимулы, исходя из параметра особенностей ассоциативной сферы.

Таким образом, полученные результаты позволяют предположить, что реакции на девинатные стимулы у лиц со сформировавшимся гетеросексуальным влечением в части случаев могут быть обусловлены нарушениями внимания и ассоциативными расстройствами. Ранее схожие данные были получены при изучении сексуальных преступников без признаков сексуальных отклонений. У них появление «ложноположительных реакций» на девинатные стимулы было связано с астеническими расстройствами, в рамках которых, по данным клинического и психологического исследований, отмечались нарушения внимания и ассоциаций (Каменсков М.Ю., 2012, 2013).

<i>Влияние особенностей психосексуальной сферы на физиологические реакции</i>

Использование метода корреляционных матриц, на базе которых проводилось многомерное шкалирование, позволило выделить два значимых кластера признаков, обнаруженных при использовании сексологического анкетирования и ЦТО (рис.3).

Рис.3. Результаты многомерного шкалирования подгруппы лиц со значимыми реакциями на девиантные стимулы.

Первая совокупность включала в себя наличие сексуальной фрустрации на момент обследования, негативное отношение к гетеросексуальному образу, сексуализированное восприятие образа ребенка и недиффренцированные сексуальные предпочтения, сопряженные с инфантильными тенденциями.

Данные корреляционного анализа также позволяют предполагать вообще большую личностную незрелость у лиц первой группы по сравнению с испытуемыми второй. Так, была обнаружена связь между появлением реакций на девиантные стимулы и личностными особенностями, стержневым проявлением которых является инфантилизм (табл. 1).

Следует также отметить, что у добровольцев первой группы такие клинические сексологические данные, как слабая половая конституция, низкая актуальная половая потребность, несмотря на длительный период полового воздержания, косвенно свидетельствуют о задержке полового развития. Как правило, для таких лиц характерны слабая дифференцированность полоролевой идентичности и половых предпочтений (Васильченко Г.С., 1990), что и было выявлено у испытуемых, по данным ЦТО - в виде недифференцированных сексуальных предпочтений.

Указанный патопсихологический симптомокомплекс, отражающий дисгармонию личностной и психосексуальной сферы, был ранее описан на группе лиц с расстройствами сексуального предпочтения в форме гомосексуальной или гетеросексуальной педофилии Н.В.Дворянчиковым (1998). Для лиц с педофилией оказалось характерно наличие инфантильных тенденций, что обусловливало их отождествление с образом ребенка, в том числе в криминальной ситуации. Наличие сексуализированного восприятия образа ребенка и негативного или амбивалентного отношения к женщине, делало возможным включения детского образа в структуру сексуальных предпочтений.

Вероятно, эти же психологические механизмы лежат не только в основе формирования расстройств влечения, но и определяют появление значимых реакций на педофильные стимулы.

Во вторую совокупность вошли слабая дифференцированность сексуальных предпочтений по полу, амбивалентное восприятие образа мужчины, педофильные тенденции и наличие в зрелом возрасте единичных фантазий о сексуальных контактах с детьми. Указанные констелляции также встречаются у сексуальных преступников, и, вероятно, лежат в основе вегетативных изменений при предъявлении девиантных стимулов. У таких правонарушителей формирование педофилии происходит только при накоплении определенного ряда факторов: наличие негативного опыта в сексуальных отношениях, длительные периоды полового воздержания, злоупотребление алкогольными напитками и совершение первого преступления в отношении ребенка в опьянении.

Результаты сексологического анкетирования и ЦТО второй группы испытуемых, реагирующих на нормативный сексуальный стимул при психофизиологическом обследовании, показали, что чем сильнее половая потребность непосредственно до психофизиологического тестирования, чем выше уровень сексуальной фрустрации, тем более стойкие и интенсивные реакции возникают на гетеросексуальный стимул.

Кроме того, в данной когорте испытуемых отсутствовали такие дисгармоничные особенности личностной и психосексуальной сферы, которые наблюдались в первой группе. Так, у добровольцев отмечалось положительное отношение к образам мужчины и девушки, а по данным СМОЛ – низкие баллы по радикалам (табл. 2).

Описанные данные были подтверждены в ходе корреляционного анализа. Нами была обнаружена интересная закономерность: длительность сексуального воздержания была напрямую связана с более стойкими и высокими реакциями на гетеросексуальные стимулы (r=0,39 при p=0,05). Вероятно, период воздержания делает сексуальный рефлекс более специфичным, направленным только на тот объект, который изначально входит в структуру предпочтений у лиц с гармоничной личностной и сексуальной сферой.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет говорить о том, что нарушения половой идентичности, проявляющиеся в искаженном эмоциональном восприятии образа ребенка, мужчины и женщины, обусловливают появление реакций на девиантные стимулы, что следует учитывать в клинической практике при интерпретации результатов обследования сексуальных преступников, поскольку появление этих реакций не всегда связано с наличием патологического сексуального влечения к детям.


Выводы


В рамках психофизиологического обследования, используемого с целью квалификации состояния психосексуальной сферы, предварительно необходимо проводить патопсихологическое тестирование, направленное на оценку ассоциативной и личностной сферы, внимания и половой идентичности, поскольку эти факторы оказывают влияние на физиологическую реактивность.

Появление при визуальной стимуляции значимых физиологических реакций на девиантные стимулы у лиц с гетеросексуальной ориентацией объясняется целым спектром факторов, влияющих на их функциональное состояние:

  • использование низших форм вербальных ассоциативных реакций определяет торможение высших форм речемыслительной деятельности (эхолалические ответы), и формирование новой, паралогичной связи на основе этого нарушения (экстрасигнальные ответы) обусловливает ложноположительные реакции на аномальные стимулы;
  • истощаемость нервных процессов, включающая в себя нарушения внимания, обуславливает рассогласование высших нервных процессов и реакций на визуальный стимул, что проявляется выраженным вегетативным откликом на стимул, обладающий меньшей значимостью;
  • такие искажения половой идентичности, как негативное или амбивалентное отношение к гетеросексуальному образу, сочетающееся с сексуализированным восприятием образа ребенка и инфантильными тенденциями, наряду с дисгармонией развития, проявляющейся наличием акцентуированных черт характера и ослабленной половой конституцией, - в совокупности обусловливают появление реакций на девиантные визуальные стимулы.

Появление реакций при визуальной стимуляции на нормативные стимулы характерно для лиц с гармоничным личностным развитием и гендерной идентичностью. При этом половое воздержание и непродолжительный период половой фрустрации делает сексуальный рефлекс более специфичным, обусловливая появление стабильных и интенсивных реакций на гетеросексуальные стимулы.


Литература


  1. Введенский Г.Е., Сафуанов Ф.С., Каменсков М.Ю., Козлов И.С., Николаев А.Ю. Опрос с использованием полиграфа: психиатрические противопоказания // Российский психиатрический журнал. 2011. №5. С. 31-36.
  2. Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным сексуальным поведением: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1998. 178с.
  3. Иванов Р. С Психофизиологические особенности человека в ситуации выявления скрываемой информации с применением полиграфа: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-н-/Д, 2016. 23 с.
  4.  Каменсков М.Ю Валидность психофизиологической диагностики парафилий // Журнал неврологии и психиатрии имени.- С.С. Корсакова. 2013. № 3. С. 39 -44.
  5. Каменсков М.Ю. Фиксированные формы аномального сексуального поведения: дисс. … канд. мед. наук. М., 2008. 211 с.
  6. Васильченко Г.С. Общая сексопатология: рук-во для врачей. М.: Медицина, 1977. С. 260_263.
  7. Ткаченко А.А., Дворянчиков Н.В., Герасимов А.В. Некоторые механизмы гомицидного садистического поведения // Российский психиатрический журнал. 2000. №5. С. 26 - 31.
  8. Ткаченко А.А., Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с парафилиями // Журнал неврологии и психиатрии имени.- С.С. Корсакова. 1999. Т. 99. №2. С.
  9. Хавкин А.Ю. Комплексная диагностика нарушений сексуального предпочтения (клинико-психопатологический, психофизиологический и психологический анализ)- : дисс. … канд. мед. наук. М., 2003. 236 с.

Источник


Вложение PDF:  Загрузить